Пятница, 26.04.2024, 12:08
Вход
Госуслуги

Портал Государственных и муниципальных услуг
Национальный проект «Образование»

Сроки реализации: 01.01.2019 - 31.12.2024
QR-КОД

Translate
Поиск по сайту
Полезные ссылки


КУЗБАСС ОНЛАЙН»

Год памяти и славы 2020»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Департамент образования

Администрация Мариинска

Центр мониторинга

Газета ВПЕРЕД

Гос Услуги КО

КРИПиПР

ФИПИ

Официальная Россия

Единый портал государственных и муниципальных услуг

 

 

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

 

по организации охраны и обеспечения безопасности

 

учреждений образования в Кемеровской области

 

 

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Настоящая Типовая инструкция разработана на осно­вании Указа Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму», Закона Российской Федерации от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ « О противодействии терроризму», рекомендаций ЦОР ДВО МВД РФ по алгоритмам организации охраны и обеспечению безопасности объектов с учетом их функционально-отраслевых признаков, иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, в т.ч. решений областной антитеррористической комиссии, а также на основе опыта работы ряда зарубежных стран, УВО при ГУВД по КО и филиала ФГУП «Охрана» МВД РФ по КО, и предусматривает основные тре­бования по организации охраны и обеспечения безопасности учреждений образования в Кемеровской области.

 

 

2. Руководители образовательных учреждений несут персональную ответственность за обеспечение безопасности в учреждении и проводят организационно-технические, охранные и иные мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья, обеспечение сохранности имущества и безопасности обучающихся, педагогического и обслуживающего персонала,   а также на предупреждение и предотвращение иных преступных посягательств и готовность обучающихся и персонала к действиям при возникновении ЧС.

 

3. В целях обеспечения соблюдения требований настоящей инструкции, осуществле­ния контроля за их выполнением эти обязанности возлагаются приказом руководителя образовательного учреждения на заместителя директора по безопасности жизнедеятельности (при отсутствии таковой должности – на одного из педагогов, наиболее подготовленного в данном направлении).

 

  3.1. За соблюдение мер безопасности на занятиях ответственность несут преподаватели.

 

3.2. За соблюдение мероприятий по организации охраны и обеспечению безопасности образовательного учреждения согласно условиям

договора и выделенных учреждением средств на охрану несут ответственность руководители привлеченных охранных организаций, которые непосредственно отвечают за организацию службы,  обучение,  воспитание  подчиненных работников и их материально-техническое обеспечение.

 

3.3. Указанные лица осуществляют свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами внутренних дел, подразделений МЧС и иными органами исполнительной власти.

 

         4. Обследование учреждения образования производится межведомственной комиссией в составе представителей подразделений охраны, МЧС, других заинтересованных ведомств, организаций, территориальных антитеррористических комиссий, органов местного самоуправления и администрации принимаемого под охрану объекта.

4.1. Исходя из задач по надежному обеспечению охраны объекта, комиссия:

- определяет необходимую численность охраны, систему организации охраны (пропускной режим), дислокацию постов, права и обязанности охраны, мероприятия по инженерно-технической укрепленности и антитеррористической  защищенности объекта и оборудованию его средствами охранно-пожарной, тревожной сигнализации и связи;

              - прорабатывает конкретные обязанности администрации учреждения по вопросам обеспечения безопасных условий несения службы, надлежащего материально-технического обеспечения охранных мероприятий; подготавливает расчеты необходимых ассигнований, изучает другие вопросы содержания и организации охраны.

          4.2. Результаты обследования объекта оформляются актом. Акт утверждается начальником подразделения охраны и руководителем объекта образования.

4.3. С учетом результатов обследования объекта разрабатываются проекты дислокации постов, маршрутов патрулирования, расчета численности подразделения охраны и стоимости его содержания, инструкция об организации охраны объекта (имущества), план-схема расположения объекта.

5. Охрана  объектов осуществляется путем организации несения службы охранниками на  постах  в  сочетании  с  применением технических средств и при необходимости с использованием служебных собак, обученных на поиск и обнаружение взрывчатых веществ (взрывных устройств). Вид и численность охраны, дислокация и количество постов, должностные обязанности и иные взаимоотношения  с администрацией образовательного учреждения определяются соглашениями сторон и закрепляются в договорах на охрану.

5.1. В зависимости от характеристики учреждения, местности и других особенностей охрана может быть организована следующими способами:

- по периметру - когда посты выставляются по границе охраняемой территории и преграждают доступ на нее вне пропускных пунктов;

- по отдельным объектам - когда посты выставляются непосредственно на охраняемых объектах или около них;

- смешанным способом - по периметру и отдельным объектам одновременно.

 

     5.2. Централизованная охрана осуществляется путем оборудования охраняемых объектов средствами охранно-пожарной и тревожной сигнализации и обеспечения оперативного реагирования нарядов милиции вневедомственной охраны на сигналы тревога с охраняемых объектов. Группа задержания строевого подразделения милиции вневедомственной охраны (СПМ) в рамках несения службы  реализуются следующие задачи:

- отработка поступающей из дежурных частей и ПЦО информации о состоянии охраны объектов и изменениях оперативной обстановки;

- своевременное предупреждение краж и иных преступных посягательств по поступившим на системы централизованного наблюдения сигналам тревоги, а также преследование и задержание преступников по «горячим следам»;

- охрана места происшествия и сохранение следов преступления до прибытия следственно - оперативной группы органа внутренних дел.

     5.3. Объем и характер режимных мероприятий определяются руководителями учреждения и охранного предприятия с учетом особенностей объекта и задач, возложенных на охрану.  Режимные мероприятия предусматривают установление порядка ввоза (вывоза), вноса (выноса) имущества, допуска на охраняемую территорию физических лиц и транспортных средств; введение ограничений в передвижении по территории объекта.

6. К договору на охрану учреждения образования прилагаются:

- перечень объектов, принимаемых под охрану;

- план-схема объекта с нанесенной границей занимаемой территории, обозначением зданий и сооружений, режимных зон, постов охраны и др.;

- дислокация постов (маршрутов) с указанием их номеров, мест и границ несения службы, определением имущества, подлежащего приему - сдаче под охрану, основных и особых обязанностей охраны;

- табель постов, в котором определяется перечень охраняемого имущества и порядок охраны на каждом посту (маршруте) с учетом конкретных условий и особенностей несения на них службы;

- инструкции, определяющей систему и порядок обеспечения охраны на объекте, в том числе организацию пропускного режима;

- расчет сил и средств для охраны объекта, а также расчет денежных средств на обеспечение охраны;

- при оборудовании объекта средствами сигнализации составляется схема блокировки с указанием рубежей защиты и типов применяемых приборов.

7. На основе настоящей Типовой ин­струкции и Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ-01-03) в каждом образовательном учреждении разрабатываются инструкция по организации охраны и обеспечения безопасности учреждения с учетом конкретных условий месторасположения учреждения, его конструктивных особенностей и занимаемой площади, количества обучающихся и т.п.

 

8. Инструкция по организации охраны и обеспечения безопасности конкретного учреждения образования ут­верждается его руководителем по согласованию с соответствующим органом внутренних дел, подразделением МЧС и управлением (отделом, комитетом) по образованию территориальной администрации.

 

II. ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

 

1.  ЦЕЛИ ОХРАНЫ:

1.1. Охрана обучающихся, преподавателей, обслуживающего персонала и других людей, находящихся на территории данного учебного заведения. Обеспечение бесперебойной работы учебного процесса, без вмешательства посторонних факторов.

1.2. Пресечение попытки проникновения преступных элементов на территорию учебного заведения, в т.ч. с целью осуществления теракта, включая закладывание взрывного устройства, а также предотвращение захвата заложников.

 

 

 

2. ПУТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОХРАНЫ:

2.1. В каждом учреждении, в котором находится более 100 человек обучающихся, устанавливается работник охранного предприятия, осуществляющего охранную деятельность на профессиональной основе в соответствии с законодательством РФ.  В учреждении с численностью обучающихся более 500 человек, а также имеющих большую территорию, количество постов и численность работников охраны, порядок несения службы и взаимодействие охранного и преподавательского персонала с милицией при возникновении ЧС согласовывается с ОВД.

2.2. Охрана начинается с тщательного осмотра здания и прилегающего к учреждению образования участка. Осмотр производится за час до начала работы учреждения образования, перед перерывами на перемену и после окончания работы, в конце учебного дня.

2.3. Для эффективного обеспечения охраны учреждений охраннику рекомендуется иметь на посту видеомонитор, позволяющий визуально наблюдать за всеми помещениями и прилегающей территорией (телевизионные камеры, демонстративно установленные на объекте, могут отпугивать потенциальных преступников, а скрытое наблюдение дает возможность визуально контролировать ситуацию на объекте и проследить за действиями нарушителя).

2.4. В сельской местности оборудование учреждений образования техническими средствами охраны с выводом на ПЦО филиала ФГУП «Охрана» МВД России по КО, либо оснащения их приемно-контрольными приборами, работающими по каналам сотовой связи GSM, с выводом тревожных сообщений на сотовые телефоны участковых уполномоченных милиции или  в территориальные подразделения ОВД.

2.5. Контроль за обеспечением охраны учреждения находится в ведении руководителя охранного предприятия, администрации объекта и других заинтересованных служб территориального ОВД. Каждодневное управление охраной находится в ведении руководителя охранного предприятия и заместителя директора учебного заведения по БЖ, которыми периодически, но не реже одного раза в месяц, осуществляются проверки бдительности несения службы охранниками, включая имитацию проноса в учреждение взрывного устройства или оружия.

 

3. ОБЯЗАННОСТИ ОХРАННИКА

3.1. Знать действующие  нормативные  акты  по  вопросам организации  охраны,  добросовестно  выполнять свои обязанности,  в соответствии с  договорами  обеспечивать  надежную охрану   и имущества  учреждения,  установленный  его руководителем пропускной режим.

3.2. Хорошо    знать    особенности   охраняемых   объектов, применяемые технические средства охраны и противопожарной  защиты; постоянно  совершенствовать  служебное  мастерство;  не разглашать сведения об организации охраны объектов; беречь вверенное оружие и имущество, содержать их в исправном состоянии.

3.3. Соблюдать установленные  на  объектах  правила  техники безопасности, санитарии и пожарной безопасности.

3.4. При авариях,  катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах немедленно сообщать о случившемся в ОВД (пожарную    охрану, аварийные службы), администрации  охраняемого  объекта  и  принимать меры по усилению охраны имущества и обеспечению общественной безопасности, оказанию помощи пострадавшим.

3.5. Осуществлять периодический осмотр здания и прилегающей территории (утром, перед началом занятий; перед перерывами на перемену; в конце учебного дня), проверку состояния целостности оградительного забора и входных (въездных) ворот.

3.6. Оказывать помощь администрации учебного заведения во всех вопросах, имеющих отношение к безопасности.

3.7. Обеспечивать физическую проверку всех людей, входящих на территорию учебного заведения.

3.8. Производить запись в специальном журнале (книге) всех людей и транспортных средств, не имеющих отношения к учебному заведению.

 

3.9. Предотвращать проникновения на территорию и в учебное заведение людей и транспортных средств, не имеющих на то письменного разрешения администрации, за исключением спецавтомобилей милиции, скорой помощи, пожарной части, аварийных служб. Для этого пост должен быть обеспечен списками обучающихся и списком автотранспорта, имеющего право въезда на территорию объекта, утвержденным руководством учреждения (определить места стоянки, приняв меры по максимально возможному ограничению на территории количества нахождения данных средств).

3.10. Осуществлять визуальный контроль прилегающей территории.

3.11. Предотвращать и пресекать любые противоправные действия против учебного заведения или людей, находящихся на его территории или в ближайшей от него периферии.

3.12. Совместно с администрацией учебного заведения принимать меры по эвакуации от указанных объектов бесхозного автотранспорта, строительных бытовок, мусорных контейнеров и других предметов, которые могут быть использованы для закладки взрывных устройств.

3.13. Быть готовым к действиям в чрезвычайных ситуациях, в т.ч. террористического, техногенного и природного характера. В случае нападения, охранник обязан нажать кнопку экстренного вызова милиции и приняв все необходимые меры по обеспечению безопасности обучающихся и отражению нападения независимо от соотношения сил.

3.14. Особые  обязанности работников охраны, с учетом особенностей объектов, постов определяются табелем постам, который разрабатывается руководителем охранного предприятия и утверждается совместно с администрацией образовательного учреждения.

 

4. ОХРАНА НА ВОРОТАХ (в учреждениях с количеством обучающихся более 500 человек и имеющих большую площадь, а также с учетом иных особенностей объекта)

4.1. В течение всего учебного дня один из охранников обязан находиться у въездных ворот. Особое внимание должно быть уделено подступам к учебному заведению, так как периферия является наиболее уязвимым местом перед началом учебного дня и по его завершении.

4.2. Все ворота должны быть закрыты в течение всего учебного дня.

4.3. Охранник должен находиться поблизости от ворот и контролировать сами ворота, внутренний двор и прилегающие участки.

4.4. Охранник должен осуществлять физическую проверку людей, которые хотят войти на территорию учебного заведения.

4.5. В случае, если на территорию учебного заведения захочет попасть человек, личность которого вызывает подозрение, он должен предъявить любое удостоверение личности и дать полное объяснение цели посещения. После этого охранник должен по телефону или рации связаться с секретариатом учебного заведения и предупредить о нахождении на территории постороннего человека. Посторонний человек может получить доступ на территорию учебного заведения только после физического осмотра одежды, а так же личных вещей.

4.6. При необходимости ненадолго отлучиться для того, чтобы осуществить осмотр территории, охранник обязан закрыть ворота.

4.7. После окончания рабочей смены, охранник обязан сообщить об этом руководителю учебного заведения.

4.8. После окончания учебного дня безопасность учебного заведения осуществляется одним из следующих вариантов:

- охрану продолжает осуществлять лицензированный работник охранного предприятия;

- администрация учебного заведения по совместному соглашению о системе охраны с территориальным органом внутренних дел устанавливает охранника, в обязательном порядке экипированного носимой радиокнопкой (с датчиком падения) экстренного вызова милиции и прошедшего первоначальную подготовку по основам выполнения охранных функций и мерам личной безопасности при несении службы, действиям при возникновении ЧС.

 

5. ОСМОТР ТЕРРИТОРИИ

5.1. Цель осмотра заключается в том, чтобы обнаружить заложенные взрывные устройства на территории учебного заведения, в его ближайшей периферии или у забора:

- наружный осмотр здания, чтобы обнаружить незаконное проникновение или взлом;

- осмотр двора, чтобы убедиться, что за ночь не были заложены взрывные устройства;

- внутренняя проверка здания, чтобы обнаружить посторонних людей или заложенные взрывные устройства.

5.2. Утренний осмотр должен осуществляться охранником и ещё одним дополнительным человеком. Особый акцент следует делать на осмотре учебных классов, коридоров, туалетов, лестничных пролётов, мусорных корзин, кустов и цветочных клумб, складских помещений и любого другого места, в котором можно заложить взрывное устройство или иное опасное для здоровья и жизни вещество. Только после тщательного осмотра ученики и преподаватели имеют разрешение войти на территорию учебного заведения.

5.3. Во время учебного дня осмотр проводится охранником минимум два раза за рабочую смену, желательно перед началом перемены. Во время осмотра входные ворота должны быть закрыты. В случае обнаружения подозрительного предмета, ни в коем случае нельзя к нему приближаться, а немедленно с соблюдением установленных соответствующей инструкцией мер безопасности сообщить правоохранительным органам.

 

           6. НАБЛЮДЕНИЕ

           6.1. Наблюдение обеспечивается согласно требованиям правоохранительных органов во время повышенной опасности за счет временного выставления дополнительного работника охраны. Как правило, наблюдение выставляется в крупных учебных заведениях с большим прилегающим участком.

 6.2. Следует обратить внимание на то, чтобы у наблюдателя была радиосвязь с секретариатом учебного заведения, а также с охранником на входе или воротах.

 6.3. Задача наблюдателя состоит в том,  чтобы  визуально контролировать здание учебного заведения, двор, забор, а так же прилегающие участки.  В  каждом  случае, при обнаружении человека,  пытающегося  проникнуть  на  территорию  заведения  не  через  ворота  или приближающегося к учебному заведению при подозрительных обстоятельствах, следует немедленно сообщить охраннику, руководителю учебного заведения и в правоохранительные органы.

 

7. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

 Чтобы более эффективно обеспечивать безопасность учреждения образования следует установить следующие компоненты:

7.1. Обязательные:

- забор согласно установленным стандартам;

- ворота, которые должны закрываться изнутри;

- телефон городской связи;

- стационарная и носимая (радио) кнопки экстренного вызова милиции;

 

- средства охранной сигнализации с подключением на ПЦН ОВО обособленных помещений с хранением дорогостоящей компьютерной и оргтехники, иных крупных материальных ценностей, лабораторий с хранением потенциально опасных веществ.

7.2. Рекомендованные:

-  громкоговорящая связь;

-  противотаранные устройства перед въездными воротами;

- средства периметральной охранной сигнализации, датчики сигнализации на обнаружение несанкционированного открывания входных (въездных) ворот, дверей запасных и основных входов в учреждения, включая расположенные на его территории иные строения и здания; важные обособленные помещения учреждения;

- система видеонаблюдения за подступами к учреждению образования и прилегающей территорией (с датчиками на обнаружение движения).

- использование металлодетекторов арочного типа, реагирующих на проносимое оружие и взрывные устройства.

7.3. Особое внимание следует уделять исправности оборудования. Руководитель учреждения обязан немедленно принимать меры к устранению любой замеченной неисправности (по инженерно-техническим средствам охраны - путем сообщения в организации, осуществляющими их эксплуатационное обслуживание, по вопросам несения службы - руководителю охранного предприятия).

7.4. Руководитель образовательного  учреждения и его заместитель по безопасности жизнедеятельности (иное ответственное лицо, назначенное приказом руководителя) должны своевременно сообщать в подразделения пожарной охраны о закрытии дорог, отдельных участков или проездов к учреждениям образования, препятствующим проезду пожарных автомобилей к зданиям и водоисточникам (пожарным гидрантам), используемым для пожаротушения, а также обязаны следить за исправным состоянием пожарного инвентаря и очищением в зимний период времени от снега и льда стационарных лестниц, используемых для эвакуации людей.

 

8. МОБИЛЬНАЯ ОХРАНА (ПАТРУЛИРОВАНИЕ)

           8.1. Решение о дополнительном мобильном патрулировании  зависит от требований правоохранительных органов, как во время повышенной опасности, так и на постоянной основе (в учреждениях с количеством обучающихся более 500 человек и имеющих большую площадь, а также с учетом иных особенностей объекта).

                       8.2. Патрулирование внутри учебного заведения проводится в учебных заведениях, расположенных на большой территории.

8.2.1. Задача патрульных - контролировать строго ограниченный участок, проверять забор. Патрулирование может осуществляться охранником, который предварительно закроет ворота изнутри.

           8.2.2. Во время патрулирования проводится параллельный осмотр двора, забора и прилежащей территории.

 8.2.3. При обнаружении постороннего человека, который при подозрительных обстоятельствах стремится проникнуть на территорию, следует его немедленно задержать и вызвать милицию.

           8.2.4. При обнаружении подозрительного предмета следует вывести людей на безопасное расстояние и немедленно вызвать милицию, действуя в соответствии с инструкцией согласно особых обязанностей.

 

           9. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ.

           9.1. Правила поведения это свод принципов действия учебного заведения во время следующих критических ситуаций:

- обнаружение подозрительного предмета во время утреннего осмотра;

- обнаружение подозрительного предмета во время учёбы или перемены;

- террористическое нападение со стороны одного и более человек;

- террористическое нападение и попытка захвата учебного заведения;

- захват заложников;

- пожарная тревога;

- иные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

                    9.2. Особое внимание следует уделять изучению служащими и обучаемыми правил поведения во время объявления критической ситуации, а также проведению регулярных учений.

                    9.3. Для оказания помощи руководству и ответственному за внутреннюю безопасность учебного заведения во время критической ситуации, в каждом учебном заведении могут быть созданы специальные группы из числа педагогов и обслуживающего персонала:

- группа оказания первой медицинской помощи.

- пожарная группа.

- группа поддержания общего порядка при эвакуации обучающихся из учебного учреждения.

       9.3.1. Входящие в состав данных групп лица должны пройти соответствующую подготовку.

 

       10. ПОДДЕРЖАНИЕ БДИТЕЛЬНОСТИ И ПРОВЕДЕНИЕ РАЗЪЯСНИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

10.1. Одним из основных элементов поддержания безопасности учебного заведения является бдительность всех, кто находится внутри учебного заведения:

            - проведение регулярных разъяснительных бесед, лекций по вопросам безопасности, о необходимых действиях при обнаружении подозрительного предмета;

- приведение конкретных примеров из прошлого и их тщательный разбор;

- разъяснение принципов действия отдельных террористических организаций и отработка общей линии поведения обучающихся, преподавателей и служащих.

- оформление стендов с Плакатами и Памятками, в которых приводятся чёткие инструкции по действиям (поведению) при обнаружении подозрительного предмета, возникновении чрезвычайной ситуации.

     10.2. В начале учебного года ответственный за безопасность учебного заведения обязан проводить семинары по вопросам безопасности и инструктаж обучающихся касательно действий при обнаружении подозрительных предметов.

 

      11. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОБЪЯВЛЕНИЕ О СТЕПЕНИ ГОТОВНОСТИ

                  11.1. Первая степень готовности — это ситуация, при которой проводятся охранные мероприятия каждодневного характера.

 11.2. Вторая степень готовности (усиленный вариант несения службы по плану охраны объекта в особых условиях) - объявляется во время праздников, наиболее знаменательных и особенных дат, предупреждений общего характера. Требует дополнительного инструктажа охранников, руководителей учебных заведений, ответственных групп готовности и повышение общей бдительности всех задействованных сил в системе безопасности объекта.

 

 11.3. Третья степень готовности (с введением в действие плана обороны объекта) - касается конкретной готовности системы безопасности учебного заведения к предотвращению конкретного теракта, согласно полученной информации. Требуется увеличение охраны согласно распоряжению органа исполнительной власти и принятие дополнительных мер безопасности, инструктаж администрации учебного заведения, увеличение патрульно-постовых нарядов ОВД путем приближения маршрутов патрулирования к образовательным учреждениям.

 11.4. Степень готовности может охватить всю страну или отдельный район, согласно соответствующих распоряжений, указаний и приказов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.